СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (часть - 1)

В. Руднев в книге "Морфология реальности " проводит противопоставление "реальность - текст".( См. Руднев 1996, Раздел1.1) В тексте, который является знаковой системой, существует обратный порядок времени. Это связано с нарушением в реальности текста второго закона термодинамики - закона увеличения энтропии. Текст уменьшает энтропию. "Переключение с точки зрения реальности на точку зрения текста есть переключение с повышения энтропии на повышение информации. Объект как предмет физической реальности изменяется во времени от менее энтропийного состояния к более энтропийному, то есть разрушается, объект как текст изменяется во времени от более энтропийного состояния к менее энтропийному, то есть созидается. Вещи увеличивают энтропию, тексты увеличиваю информацию... Поскольку время текста направлено в противоположную сторону по отношению ко времени реальности, то следующие три постулата Рейхенбаха о необратимости энтропийного времени:

(1) Прошлое не возвращается;

(2) Прошлое нельзя изменить, а будущее можно;

(3) Нельзя иметь достоверного знания (протокола) о будущем...

В информативном времени текста соответственно меняются на противоположные.

(1) Прошлое текста возвращается, так как каждый текст может быть прочитан сколько угодно раз.

(2) С позиции автора прошлое текста изменить можно, так как автор является демиургом всего текста...

(3) Можно иметь достоверные знания о будущем текста..." (Руднев 1996, 13)

Данные характеристики "текста" можно применить к знакотканой реальности, которую с определенными оговорками можно назвать "текстовой".1

В целом они отмечают особое качество, присущее знакотканой (вымышленной) реальности, которое мы назовем "управляемостью".2

Как мы видели выше, управляемым оказывается время (точнее говоря, время выступает как последовательность управляемых событий3, конфигурацию которых можно изменять, как можно изменить расположение объектов в пространстве). Интерес в этом смысле представляет "серийная" концепция английского философа Дж. У. Данна: " Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственно-подобным, то есть по нему можно передвигаться как по пространству - в прошлое, будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время - время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственно-подобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных измерений может продолжаться до бесконечности...(Руднев 1996, 22-23)

Качество "знакотканости" (и, соответственно, "управляемость") придается наблюдаемой реальности мета-позицией наблюдателя. В Семинаре 2 мы видели, что восприятие поведения других как вымышленного, театрализованного, характерное для чужаков и "иностранцев", может оказаться неверным, если наблюдатель предположит сознательность этой "знакотканости". При понимании поведения как бессознательно знакотканого встает вопрос об авторе, некоем кукловоде, который управляет людьми как марионетками, находясь "за сценой"4. Существует устойчивое представление, что реальное поведение может быть только хаотичным, случайным, непредсказуемым. Любые устойчивые паттерны поведения, повторяющиеся узоры, закономерности5, вызывают у внешнего наблюдателя представление о сознательной направляющей силе, творящей это поведение как знакотканое.6 Отсюда - частые в Средние века и Новое время попытки доказать бытие Бога через демонстрацию закономерности и порядка в Мироздании. Отсюда -мифология "тайных обществ", масонского заговора и т.п.7 Между тем достоверное знание об авторе бессознательного знакотканого поведения возможно только, если автором является сам наблюдатель, управляющий наблюдаемым поведением незаметно для осуществляющих его людей. При этом представление о "кукловоде" может возникать по аналогии с собственной деятельностью такого рода (по схеме: если я осуществляю управление поведением других, делая его тем самым бессознательно знакотканым, то и мое поведение может быть управляется кем-то таким же образом8), а может служить первичным основанием возможности собственных экспериментов.

Такое управление поведением, осуществляемое из мета-позиции, мы назовем мета-управлением. Мета-управление осуществляется в том случае, если прямое управление поведением (насилие, убеждение, проплата...) невозможно или неэффективно (в этом смысле его можно назвать косвенным управлением поведением) либо в ситуации конфликта при расхождении интересов управляющего и управляемого (война как "управление противником" и т.п.).