СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (часть - 3)

Первым условием победы в знакотканом поединке является наличие предварительной информации о противнике, необходимой для моделирования собственного поведения. "Успех в конфликте во многом предопределен тем, как противники имитируют внутренний мир друг друга. Не имея детализированной картины, в которой учитываются особенности рефлексивного строения внутреннего мира противника, невозможно правильно истолковать его действия."(Лефевр 1973, 12)

Сунь-цзы выражает мысль о необходимости предварительного плана действий, основанного на информации о противнике, следующими словами:" Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение." (Сунь-цзы 1995, 29)12 Поэтому столь большое значение Сунь-цзы придает "использованию шпионов" (название заключительной главы "Трактата о военном искусстве")13.

Но если получение информации о противнике столь важно для победы, то не менее важно скрыть от противника информацию о себе, о своем реальном поведении, целях, замыслах, способах мета-управления противником. Особое значение здесь приобретает маскировка, выдавание знакотканого поведения за реальное ( в этом процессе одновременно скрывается и реальное поведение, и знакотканый характер предъявляемого противнику поведения).

"Война - это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно будь наготове; если он силен уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает. " (Сунь-цзы 1995,27)

Маскировка может быть понята как управление восприятием контрагента - первичный аспект управления поведением при стратегическом поведении.14 "Значительную часть сил активная сторона тратит на формирование из своего "тела" текста, обращенного к противнику." (Лефевр 1973, 55) Успех маскировки зависит от наличия необходимой информации о правилах поведения контрагента и правилах распознавания намерения, характерных для его восприятия и от соответствующего адекватного моделирования собственного знакотканого поведения, при котором удастся избежать "разоблачения" со стороны контрагента (восприятия знакотканого поведения как знакотканого).

В случае знакотканого поединка контрагент всегда начеку и готов воспринять любое поведение противника как знакотканое. Понимание этого требует второго уровня - "маскировки маскировки". Само разоблачение иллюзии не означает автоматического разоблачения реального поведения агента, оно означает лишь, что реальное поведение 1 является знакотканым поведением и заставляет контрагента предполагать различные возможные (скрытые за знакотканым поведением) цели реального поведения агента.

Используя это, можно усложнить маскировку путем конструирования уровней знакотканого поведения. При этом внешний слой - театральное поведение - содержит в себе специальные реле для разоблачения иллюзии контрагентом, которое таким образом оказывается запрограммированным, знакотканым разоблачением. Разоблачивший знакотканость поведения контрагент будет искать реальное поведение агента, которое ему и будет представлено, являясь при этом следующим уровнем знакотканого поведения. Это ослабит подозрения контрагента, он будет считать себя "проникшим в тайну" и осуществлять соответствующее необходимое бессознательное знакотканое поведение15.

Единицы стратегического поведения (поступки) объединяются в "кампании". "Кампанию" можно уподобить игре, состоящей из "ходов". Объем "кампании" определяется целью реального поведения агента, которую он преследует в этой кампании. Каждый поступок приобретает смысл лишь внутри плана кампании. Этот смысл может становиться ясным только много позже осуществления данного действия. Причем это относится как к противнику, так и к тем участникам совокупного агента стратегического поведения, которые не посвящены во все аспекты плана, осуществляя в той или иной степени16 бессознательное знакотканое поведение. Даже сама последующая "ясность" может оказаться знакотканой - например, в случае истолкования неудач и провалов как заранее запланированных.

Дело в том, что имея дело с противником, также осуществляющим стратегическое поведение, стратег не застрахован от неудач. Необходимое качество стратега17 - уметь изменить план в зависимости от изменения ситуации, от вновь возникших особенностей поведения противника. Это подразумевает в том числе и умение "утилизовать" собственные просчеты.18

Согласно Сунь-цзы, война является сочетанием "правильного боя" и "маневра". Под "правильным боем" мы можем понять реальное поведение, под "маневром" - знакотканое (театральное) поведение. "Действий в сражении всего два - правильный бой и маневр, но изменений в правильном бое и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет конца." (Сунь-цзы 1995, 31)