"ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ" (часть - 2)

Стратегическое планирование

Государственная стратегия непосредственно связана с рассмотрением таких понятий как "стратегическое планирование", "стратегическое управление" и "стратегический доклад".

Термин "стратегическое планирование" был введен в 50-е годы двадцатого века. Основоположником стратегического планирования можно назвать известного ученого и исследователя Питера Друкера. Особое развитие стратегическое планирование получило в 60-е годы нынешнего столетия в условиях жесткой конкуренции европейской и американской экономики с Японией и холодной войны с Советским Союзом, в результате чего на Западе возникли принципиально новые социальные институты (фабрики мысли) и принципиально новая сфера политики - публичная политика, которая выделилась из государственно-аппаратной и партийной политики в самостоятельную область.

В данном случае нам необходимо различать корпоративное и государственное стратегическое планирование. Эти отличия можно обнаружить внутри всех основных этапов и сфер стратегического планирования, которые обычно преподают в курсе "стратегическое планирование".

 

 

 

 

 

 

Для чего предназначено стратегическое планирование? Очевидно, что если мы создаем государственную стратегию, то эта стратегия каким-то образом будет отличаться от стратегии некоторой компании. В чем же это отличие? Прежде всего, мы обнаружим такое различие в способе осмысления ситуации и постановки целей.

Главным уроком идеократического опыта нашего советского прошлого является избавление от особой миссии государства при стратегическом планировании. У любой компании есть миссия, которая сопоставлена с ее стратегическими целями. У государства в целом миссии нет, вместо этого есть вырабатываемая стратегия на основе существующих ценностей, это первое отличие государственной стратегии от корпоративной. Отличие стратегии от миссии в том, что стратегия имеет четкие временные рамки, она операционализируема, то есть может быть разбита на ряд целей, которые в свою очередь превращены в набор конкретных задач, к тому же стратегия вырабатывается в процессе публичного общественного диалога (а не интеллигентской прослойкой профессиональных политиков). Поэтому на место проникнутого идеологией понимания должно прийти понимание своих ценностей.

Цели государственной стратегии никак не могут быть связаны с некоторыми примитивными действиями - выживанием, возвращением долгов, улучшением жизненного уровня. Стратегические цели государства должны иметь смыслообразующую роль, они должны порождать жизненные стратегии граждан, позволять им строить свою жизнь с верой в завтрашний день, с ориентацией на определенную объявленную перспективу этого государства. Стратегия должна ответить на главные вопросы: в чем смысл дня сегодняшнего, в чем будет смысл завтрашнего дня и как перейти от одного смысла к другому.

Стратегическое планирование непосредственно связано как с идеологией, включающей общественные ценности, так и перспективными целями и приоритетными задачами государственной политики, строящимися на общественных интересах. В недалеком прошлом идеологическое обеспечение государственной политики было построено таким образом, что следование ценностям осуществлялось в ущерб стратегическим и текущим интересам. Если посмотреть на политические споры наших соседей, то там и поныне ставят вопрос о национальной идее, как условии единства в государстве и главнейшем приоритете государственной политики.